abdulalharzred (abdulalharzred) wrote,
abdulalharzred
abdulalharzred

Category:

Пикапы с пулеметами как объект для исследования

Немного о «Тойота-вар». В последние лет 10 этот термин тягают везде, применяя к любым войнушкам, где хоть как-то применяются пикапы. Причем как они применяются – разницы особо нет, главное, что они есть. Тут я хочу разобрать, как они собственно появились и почему пикап стал неразрывно связан с образом войны в стране Третьего мира.
Естественно, этот небольшой текст не претендует на абсолютную полноту.

Вооруженные автомобили появились примерно через 10-20 лет после изобретения собственно автомобилей. Уже в начале XX века они небезуспешно применялись во французских колониях. Первая мировая, межвоенный период и Вторая мировая также не обошлись без применения вооруженных автомобилей. Однако никаких специальных терминов для всего этого никто не придумывал, и многочисленные вооруженные автомобили не были чем-то таким выдающимся – так, вспомогательная техника. Небольшим исключением можно назвать британскую Long Range Desert Group, но она была немногочисленной и очень специфичной.
Расцвет применения вооруженного автотранспорта начинается с конца 1950-х гг., когда происходит массовая деколонизация африканских и азиатских государств. Точнее, вооруженные автомобили становятся заметными на фоне остального вооружения, и их хоть как-то начинают выделять. Связано это, во-первых, с общим нищебродством армий недавно освободившихся стран, которые, несмотря на помощь извне, были вынуждены прибегать к таким вот паллиативам. Во-вторых, возрастает роль разнообразных спецподразделений армий Франции, США, Британии и т.п. стран, проводящих свою политику в странах Третьего мира. Они зачастую используют легкую, маневренную технику, к которой относятся также и вооруженные автомобили.

Дальше речь пойдет конкретно об армиях африканских государств (не считая ЮАР и Родезии, а также стран Магриба – это отдельные темы).
Первым широко известным подразделением в деколонизированной Африке, использовавшим вооруженные джипы, стало 5 Commando Майка Хоара, воевавшее в Конго. Однако, несмотря на известность и результативность, опыт этого подразделения разошелся далеко не везде. Вооруженные грузовики и внедорожники в Африке оставались вспомогательным вооружением. Причин на это было много – от психологических (брони нет – несерьезно) до тактических (как эту байду применять?). Джип, вооруженный пулеметом винтовочного калибра, был слишком слаб и уязвим, грузовик с «Бофорсом» или советской/китайской 37-мм зениткой был слишком большим и, опять-таки, уязвимым. Первоначально прижились джипы с безоткатными орудиями, причем установленными на заводах.
Однако с конца 1960-х гг. в Африку начинают в больших количествах проникать советские ДШК, ЗПУ, ЗГУ и ЗУ-23-2, а также их китайские, американские и французские аналоги. Кроме того, появляются японские и европейские внедорожники и легкие грузовики. В результате скрещения этой техники появлялись уже относительно мощные, но в то же время небольшие и мобильные боевые машины. Но они продолжали оставаться уделом нищебродов – нормальные пацаны использовали хотя бы БРДМ-ы или Ferret-ы. Ну или прошаренных спецов из Кубы, Франции и т.д., которых, опять-таки, было не так уж и много.

И теперь перейдем к Чаду, с которого современный термин «Тойота-вар» и пошел. Начнем с того, что Чад на 1970-е-1980-е гг. – это очень унылое и депрессивное нечто, которое не могло создать нормальной даже по африканским меркам армии. Бесконечная война с оппозиционными группировками вроде FROLINAT и GUNT, которые регулярно давали прикурить армии шаткого центрального правительства, которое зачастую держалось на французских штыках (операции Tacaud и Manta).
И правительственные войска, и оппозиция постоянно юзали «тачанки», вооруженные самым разным оружием – от пулеметов до китайских РСЗО. Базой для всего этого выступала самая разная техника – «Унимоги», старые французские джипы, французские же ACMAT-ы. Пикапы «Тойота», наконец.
Причем первые вооруженные «Тойоты» в Чад прибыли из Ливии (а именно – «Тойоты» с РСЗО Тип 63, и, если мне память не изменяет, их передали FROLINAT примерно в 1975 г.). У ливийцев вооруженные пикапы официально состояли на вооружении, и их переделывали централизованно. Вооружение, опять-таки, на них было установлено самое разное – ЗПУ-1, безоткатные пушки, те же РСЗО. Более того, в Южной Корее Ливия закупила не менее 500 джипов K-111 с установленными заводским методом безоткатными пушками. В ходе своих многочисленных интервенций в Чад ливийцы постоянно использовали эту технику. Были вооруженные джипы и у французских войск, дислоцировавшихся в Чаде.
Но продолжим про собственно Чад. Вся эта возня с пикапами и вооруженными грузовиками во всеми забытой стране не была бы известна, если бы не разгром ливийских войск в 1986-1987 гг. Разгром был катастрофических – даже если учитывать, что официальные данные чадских властей по ливийским потерям завышены где-то на 30%, если не больше. Ливия потеряла не меньше двух бригад, не менее 100 танков и не менее 100 БМП-1 (по данным Нджамены – 315 танков и 280 БМП) и кучу другой техники. В массовом сознании все эти потери отнесены на счет одних только чадских «Тойот». Но это немного не так.
Основные потери ливийской армии приходятся на городки Фада, Файя-Ларжо и Зуар, а также на оазис Вади-Дум (он же Уади-Дум, Вади-Доум, Уади-Доум и т.д., в ливийских документах он указывается просто как الدوم) и урочище Бир-Кора. Их расположение и районы основных потерь техники – см. карту:


Даже на таком большом отдалении видно, что Зуар и Фада находятся в окружении гор, как бы в котловинах. А горы там специфические, и больше похожи на плато (собственно, Зуар и находится в р-не плато Тибести, а Фада – р-не плато Эннеди). Вокруг Бир-Кора, Вади-Дум и Файя-Ларжо местность холмистая, да и невысокие горы тоже встречаются.
Вокруг холмов и гор – относительно ровная песчаная или каменистая пустыня, для легкого полноприводного автотранспорта вполне проходимая (но уже не для тяжелой техники). В целом, местность довольно специфичная.
В 1984-1986 гг. произошел качественный скачок в вооружении FANT (Национальные вооружённые силы Чада – название ВС центрального правительства с 1979 г.). Франция и США поставили им ПТРК Milan и TOW, которые позволяли Чаду на равных бороться с ливийскими танками.
Собственно, всё это, а также пренебрежение ливийцами разведкой и предопределило тактику FANT. Чадские подразделения либо скрытно сосредотачивались около ливийских баз либо устраивали засады на дорогах (где имелась подходящая местность – Бир-Кора тому хороший пример), наносили сосредоточенный удар, выбивали бронетехнику и потом добивали противника.
Реальная роль пикапов, в основном, сводилась к тому, что на них перебрасывали отдельные подразделения, и они придавали FANT мобильность. Полноценного участия в боях они особо не принимали – разве что во время штурма крупнейшей ливийской базы в оазисе Вади-Дум, где FANT и понесла самые большие потери за всю кампанию. И, кстати, конкретно «Тойоты» использовались в основном как транспорт для пехоты – вооружение ставилось на более тяжелые ACMAT-ы. По сути дела, главную роль сыграло техническое превосходство FANT – ливийским не модернизированным Т-55 нечего было противопоставить прилетавшим неясно откуда ПТУР-ам, а ливийская пехота (да и в целом ливийские войска) бывали, как правило, ошеломлены и не готовы к внезапному нападению.
Однако в «народном сознании» основная роль в этой войне была отведена пикапам, причем именно марки «Тойота». Почему – пока не копал.
Итак, события 1986-1987 гг. вывели вооруженные пикапы из статуса оружия для нищебродов или специально обученных психов в статус нормальной техники для нормальной армии. Теперь «Тойота» с пулеметом стала оружием, с которым надо считаться.

Закреплено это было событиями октября 1993 г. в Могадишо, когда бойцы Мохаммеда Фарраха Айдида на «Тойотах» нанесли чувствительное поражение сильнейшей на тот момент армии мира. Причем Айдид использовал «технички» (термин, пошедший именно из Сомали) именно из-за нищебродства – всю его бронетехнику (примерно 20-30 М-47 Patton и примерно 20-40 бронетранспортеров) американцы к тому моменту либо уничтожили с воздуха, либо захватили. Естественно, «Тойоты» и в этот раз не были основным оружием, но в целом во время пребывания миротворцев в Сомали они использовались довольно интенсивно и стали неразрывно связаны с образом этого конфликта.

Итак, победное шествие пикапы начали именно с рубежа 1980-х-1990-х гг. Теперь они воспринимались как самостоятельные боевые машины, способные на равных воевать вместе с (или против) танками, бронетранспортерами и т.д. Удобство этой техники оценили многие армии стран Третьего мира.
А что насчет «Тойота-вар»? Как таковой, ситуации, схожей с Чадом 1986-1987 гг., снова пока нигде не повторилось. С определенной натяжкой сюда можно отнести Йемен. То же, что происходит сейчас в Ливии, Сирии, Судане и т.д. – это просто использование «Тойот» вместо бронетранспортеров, танков, БМП, САУ и грузовиков.
Tags: Ливия, Сомали, Чад, история, технички
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments